Аналитики АЦ ТЭК предупреждают о рисках банкротства угольной отрасли

Падение мировых цен на уголь и фискальные изъятия привели к убыткам угольной отрасли в этом году в 34 млрд рублей, подсчитали в Аналитическом центре (АЦ) ТЭК. Как пишет 28 октября «Коммерсант», Минэнерго РФ на этом фоне обсуждает список антикризисных мер, среди которых заключение новых соглашений о вывозе угля и скидки на тарифы РЖД. Эксперты отмечают, что участники рынка вынуждены в таких условиях увеличивать инвестиции из-за усложнения цепочек поставок оборудования в связи с санкциями.

Угольная отрасль на фоне падения цен стоит на грани банкротства, говорится в октябрьской презентации АЦ ТЭК. По данным аналитиков, в 2024 году отрасль стала единственной убыточной в России. Убыток до налогообложения оценивается в 34 млрд рублей против 783 млрд и 357 млрд рублей прибыли в 2022 и 2023 годах.

По данным АЦ ТЭК, фискальные и тарифные меры, введённые в период высоких цен на уголь, привели к изъятию 500 млрд рублей. За 2022–2024 годы наибольший негативный эффект в 300 млрд рублей на отрасль оказала отмена понижающих коэффициентов в тарифе РЖД. Эффект от экспортной пошлины АЦ ТЭК оценивает в 75 млрд рублей, от импортной пошлины в Китае – 50 млрд рублей. Привязка НДПИ к мировым бенчмаркам коксующегося угля стоила 30 млрд, а дополнительная надбавка к ставке НДПИ в 380 рублей на тонну каменного угля – ещё 30 млрд рублей.

В презентации приводятся предложенные Минэнерго антикризисные меры в отрасли. Так, предлагается продлить на 2025 год соглашения по вывозу угля на экспорт из Кузбасса, Хакасии, Бурятии, Тувы, Якутии и Иркутской области. Также Минэнерго выступает за заключение аналогичного соглашения для вывоза угля из Новосибирской области в порты северо-запада и юга в объёме 20 млн тонн. В «Сибантраците» не предоставили комментариев.

Источник газеты в одной из угольных компаний заявил, что не поддерживает предложение Минэнерго. По его словам, недогруз в 2024 году связан в том числе с высокими логистическими расходами в портах северо-запада и «заградительных ставок» перевалки терминала ОТЭКО в Тамани. Как отмечает собеседник «Коммерсанта», при нынешних ценах на уголь и стоимости логистики с учётом индексаций тарифов РЖД подобное соглашение «просто убьёт» всю угольную промышленность Новосибирской области. Источник отмечает, что налоговые отчисления от добычи и перевозки антрацита из Новосибирской области через восточные порты в четыре раза выше, чем от энергетических марок углей, добываемых в регионах, имеющих соглашения по вывозу на восток.

Кроме того, Минэнерго предлагает возобновить действие понижающих коэффициентов в тарифе РЖД для экспорта угля и предоставить скидку в 12,8% в направлении портов северо-запада и юга. По мнению министерства, следует также обеспечить индексацию железнодорожного тарифа на 2025 год для угля на уровне «инфляция минус 0,1%». Кроме того, считают в министерстве, необходимо отменить курсовые экспортные пошлины после начала действия повышающих коэффициентов к НДПИ в 2025 году и добиться переговоров с КНР об отмене импортной пошлины для российского угля. В Минэнерго сообщили, что совместно с причастными федеральными органами исполнительной власти ведут «активную работу по выработке взаимоприемлемых решений по поддержке угольной отрасли». В РЖД отказались от комментариев.

Очевидно, что угольная отрасль начинает пикировать, отмечает руководитель направления консалтинга NEFT Research Александр Котов. По прогнозам NEFT Research, добыча угля по итогам 2024 года сократится до около 425 млн тонн против 439 млн тонн в 2023 году, а экспорт опустится ниже 200 млн с примерно 213 млн тонн годом ранее. Снижение экспортных цен на российский уголь на фоне усиления санкционного давления и затоваривания складов потребителей в Китае и Индии привело к сокращению экспортной выручки российских экспортёров угля более чем на 400 млрд рублей за последние два года, отмечает аналитик.

Как это ни парадоксально, добавляет эксперт, санкции подталкивают угольные компании к увеличению инвестиций в поддержание производства. К росту расходов приводит усложнение цепочек поставок оборудования для добычи угля. По словам Александра Котова, по скорости данный процесс превосходит стагнацию объемов добычи, в результате чего растёт и валовый объём инвестиций отрасли. Рост расходов, добавляет он, обеспечивается резервами, созданными в 2021–2022 годах, и заёмными средствами, что создает риски банкротства небольших добывающих компаний.

Источник: Коммерсант